33Подарка - интернет-портал Каталог
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
      на главную написать письмо версия для печати карта сайта
      Искать

      Четверг
      предыдущий месяцСентябрьследующий месяц
      26
      пн вт ср чт пт сб вс
      1
      2345678
      9101112131415
      16171819202122
      23242526272829
      30

      8 сентября — День распространения грамотности

       Вопреки сложившемуся мнению о неграмотности средневекового человека, мы уже в XIV в. находим в Москве весьма распространенную книжность (таким словом тогда называли грамотность, умение читать книгу). Московское духовенство не могло вести службу без книг. Поэтому «поповские сыновья», рано обучавшиеся грамоте, составляли основную массу московских переписчиков. Грамотными были и многие купцы. Известные сегодня купеческие письма часто написаны весьма бойким «книжным языком». Обучение грамоте входило в программу воспитания и боярских детей. Под грамотой в этих кругах понимали умение читать и петь псалмы. Уровень такой грамоты был в то время в Москве достаточно высок. Недаром про Дмитрия Донского говаривали, что он не обучен «тонкостям псалмопения и стихословия», то есть просто грамотен.

       Центрами московской «книжности» были монастыри. Здесь накапливались книги, создавались целые школы не только переписчиков, но и переводчиков.
      Уже Иван Калита придавал большое значение «многим книгам, написанным его повелением». Среди них находится и Сийское евангелие 1339 года — знаменитый образец раннемосковской рукописной книги. Рукопись сделана по особому заказу на пергамене, четким красивым уставом (самым торжественным и строгим из почерков на Руси) и оформлена тонкими по красоте миниатюрами.

       Уже в языке этой рукописи проявилось знаменитое «московское аканье». В другом Евангелии (1354 года) явно заметно стремление приблизить древний язык к народному московскому языку (например, Иван вместо Иоанн). Заставка и инициалы выполнены в виде зверей и растений красными и коричневыми линиями на зеленом фоне.

       Москвичи очень ценили свои книги. При наступлении Тохтамыша в 1382 году «книг же толико множьство снесено с всего града, и из загародия, и ис сел, в соборных церквах до стропа наметано, сохранения ради спроважено». К сожалению, все это богатство сгорело тогда в московском пожаре, учиненном татарами.

       После «татарщины» в московских монастырях споро занялись восстановлением книг. Особо отличались старанием монахи Чудова и Андроникова монастырей. Тогда-то в этих монастырях и сложился свой особый книжный стиль. Рукописи выписывались мелко на пергаменте в два столбца и обильно украшались звериным орнаментом. Почерк, которым переписывались книги, тоже был особым. Это был знаменитый московский полуустав. Он сохранялся в печатных изданиях вплоть до конца XIX века.

       Московские переписчики выработали и особый стиль орнаментики в рисованных заставках. В XIX в. его назвали «старопечатным». Это удлиненный горизонтальный прямоугольник с выступающими украшениями в центре и по углам. Внутри прямоугольника черно-белое клеймо в узорном радужном обрамлении. Профессиональных переписчиков называли тогда в Москве «робятами», «писарями», «книгописцами», «доброписцами». Встречались и женщины — «доброписицы».

       Листы рукописи склеивались в неимоверной длины свитки, называемые «столбцами». Так, текст Соборного уложения 1649 года записан на столбце длиной более трехсот метров. Все это сильно усложняло и без того волокитные дела московских приказов. И только Петр I указом от 1700 года запретил вести дела в столбцах. Иногда же рукописи складывались в тетрадки и прикреплялись к дощатым переплетам с очень дорогим оформлением (отсюда: «прочитать от доски до доски»). Книги такие настолько берегли в Москве, что на иных попадаются надписи: «А если поп или дьякон, прочитав, не застегнет всех застежек, — да будет он проклят!» К XIV в. появилась в Москве и бумага. Первый известный нам памятник, написанный на бумаге, духовное завещание Симеона Гордого.

       В XV в. Москва уже считалась книжной столицей Руси. Здесь можно было купить практически любую из духовных книг в самых разных переплетах или сделать заказ на нее переписчикам. Через руки московских доброписцев прошли все исторические сочинения, начиная со второй половины XIV в. В обширных московских летописях мы находим и сказание о Тохтамышевом нашествии, и хождение митрополита Пимена в Царьград, и жития митрополитов Петра и Алексия. Уже тогда выделились в самостоятельные произведения «Задонщина», «Сказание и повесть о Мамаевом побоище», «Житие Дмитрия Ивановича». По материалам: schools.techno.ru

      Все праздники 8 сентября
      Поддержка и продвижение сайта