|
На Ысыах - праздник якутского Нового года, уходящий корнями в глубокую древность, встречи лета и пробуждения природы, праздник расцвета духа человека и единения людей. Объявлен нерабочим днем Указом Президиума Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 17 мая 1991 г. По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах- встреча Нового года. Ысыах - это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благославляющий объединение сил и возможностей народа для созидания, благополучия и обилия. |
Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, нравственные принципы, обычаи и мировоззрение народа, выражающее торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. На Ысыахе люди придерживаются праздничного этикета. Свое название он получил от слова “ыс” – кропить. В соответствии с древним обрядом, шаман окроплял кумысом всех присутствующих. Сегодня лучшие старинные традиции нашли свое творческое отражение в современном Ысыахе. Устраивается он под открытым небом. Устанавливаются резные коновязи и самая высокая из них размещается в восточной стороне праздничной площадки. Там привязывают белого коня и священную кобылицу. Выбранное открытое ровное место окружают молодыми срезанными березками, между которыми натягивают волосяные веревки с разноцветными лоскутками, берестяной посудой, охотничьими трофеями.
Расстилают меховые ковры с деревянными кубками для питья. На круг перед народом выходят танцоры с чоронами – сосудами из цельного куска дерева, благославляют народ и поздравляют приходом благодатного лета. Праздник начинается с благодарения сил, от которых зависит жизнь якута. Кульминация праздника - обряд окропления кумысом огня, травы, деревьев. Этот ритуал символизирует рождение Вселенной и человека и одновременно служит данью благодарности «небесным божествам». Далее следуют пир и ритуальные состязания, в которых сохранились отголоски символической борьбы между зимой и летом, противоборства злых и добрых сил. Проводятся состязания в верховой езде, перетягивании палки, якутской национальной борьбе, прыжкам. И, наконец, завершение праздника – круговой танец осуохай «танец единения душ». Этот танец символизирует жизненный круг. Танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по кругу солнца как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.
|