33Подарка - интернет-портал Каталог
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика
      на главную написать письмо версия для печати карта сайта
      Искать

      Вторник
      предыдущий месяцЯнварьследующий месяц
      23
      пн вт ср чт пт сб вс
      1234567
      891011121314
      15161718192021
      22232425262728
      293031

      27 января — День воинской славы России - снятие Ленинградской блокады

      В осажденном Ленинграде

      Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей : участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия. Немцы захватили последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Транспортных средств по доставке через озеро было крайне мало, к тому же суда подвергались постоянным налетам вражеской авиации.

      А в это время на подступах к городу, на заводах и фабриках, на улицах и площадях - всюду шла напряженная работа многих тысяч людей, они превращали город в крепость. Горожане и колхозники пригородных районов в короткие сроки создали оборонительный пояс противотанковых рвов длиной 626 км, построили 15000 дотов и дзотов, 35 км баррикад.

      Многие участки строительства находились в непосредственной близости от противника и подвергались артиллерийскому огню. Люди работали по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость.

      Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу ? Вера в правоту нашей борьбу, понимание своей роли в развернувшихся событиях. Смертельная опасность нависла над всей страной. Гром орудийной канонады приближался с каждым днем, но он не пугал защитников города, а торопил закончить начатое дело.

      Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи.

      Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, служащих днём и ночью возводили укрепления. Были вырыты траншеи, поставлены надолбы, расчищены секторы обстрела для орудий и пулемётов, заминированы подходы.

      На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки "КВ" и прямо направлялись на фронт.

      В тех непостижимо трудных условиях боевая техника изготовлялась на Ленинградских предприятиях в возрастающих темпах. В ноябре - декабре, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

      Солдаты и население прилагали усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться в город, был детально разработан план уничтожения войск противника.

      На улицах и перекрёстках были возведены баррикады и противотанковые препятствия общей длинной 25 км, построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух - груды камней и железа обрушились бы на головы вражеских солдат, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям.

      Население осаждённого города с нетерпением ждало известий о наступающей с востока 54-й армии. Об этой армии ходили легенды: вот-вот она прорубит коридор в кольце блокады со стороны Мги, и тогда Ленинград вздохнёт полной грудью.

      Время шло но всё оставалось по прежнему, надежды стали гаснуть.

      Обстановка требовала быстроты действий 54-й армии. Немцы за шесть-семь дней после захвата Шлиссельбурга не могли создать прочной обороны на протяжении 40 км по линии Мга - Шлиссельбург. На это и рассчитывала Ставка, требуя от маршала Кулика как можно быстрее начать наступление на противника. Однако командующий не спешил, ограничиваясь артиллерийским обстрелом вражеских позиций. Запоздалое и плохо подготовленное наступление 54-й армии кончилось неудачей. Хотя эта армия и сковала значительные силы противника и тем самым облегчила положение наших войск, оборонявшихся на южных подступах к Ленинграду, но задачу Ставки деблокировать город она не выполнила.

      Войска Ленфронта понесли тяжёлые потери и находились в тисках блокады, но не были разбиты, более того, они оказались в положении сжатой спирали, отчего становились более опасными и грозными для противника.

      Первый наиболее острый период сражения за Ленинград не дал фашистам желаемого результата, цель не была достигнута, а время безвозвратно потеряно. И фон Лееб понимал это. Опытный вояка понимал, что преимущества внезапности кончились, его войска в преддверии зимы окончательно остановлены и находятся в незавидном положении. Продолжение штурма города приведёт только к огромным потерям и без того ослабленной армии.

      В это время Гитлер разъяренный тем что Лееб топчется вокруг Ленинграда и никак не может взять город отстраняет его от командования группой "Север" и назначает на этот пост генерал-полковника Кюхлера. Гитлер надеялся что новый командующий поправит дела своего предшественника.

      Осуществляя блокаду, он из кожи лез, чтобы угодить фюреру, выполнить его приказ уморить население голодом. Топил суда, доставлявшие городу продовольствие, сбрасывал на парашютах мины большой взрывной силы, с дальнего расстояния обстреливал город крупнокалиберными снарядами. Все его действия доказывали, что Кюхлер стремился терроризировать население.

      За сентябрь авиация противника совершила 23 налёта. В основном город бомбили зажигательными бомбами и фугасами большой мощности. Часто возникали пожары. У подъездов домов, на крышах несли вахту дежурные группы самозащиты. Очаги пожаров гасились усилиями пожарных команд при активной помощи населения прилегающих домов.

      Часть немецкой авиации базировалась на ближайших к линии фронта аэродромах, что позволяло вражеским пилотам в несколько минут преодолевать расстояние до города, воздушные бои часто происходили прями в Ленинградском небе. Наши летчики обладали исключительной решительностью - израсходовав боеприпасы, они шли на таран.

      В октябре немцы обстреливали уже не только окраину и юго - западные районы, но и центр города. Из района Стрельны вражеские батареи вели огонь по Васильевскому острову. Артиллерийские обстрелы часто происходили вместе с воздушными бомбардировками и продолжались часами.

      В конце сентября противник стал сбрасывать на город бомбы и мины замедленного действия, методы обезвреживания которых небыли известны - противник применял различные конструкции взрывателей. Ликвидация невзорвавшихся бомб часто производилась добровольцами, случалось, такие бомбы взрывались и разносили смельчаков в клочья.

      Враг засылал в город шпионов и провокаторов, задачей которых было насаждать панику и неуверенность среди осажденных, доносить о размерах разрушений и передвижениях войск. Используя сложности со снабжением, вражеская авиация сбрасывала листовки, призывавшие к неповиновению властям. Многое применяли изобретательные нацисты, но успеха они не имели.

      Потеря Шлиссельбурга вызвала серьезные затруднения в Ленинграде. Прекратилось поступление боеприпасов, продовольствия, горючего, медикаментов. А противник наседал. Эвакуация раненных приостановилась, в то время, как с поля боя их прибывало все больше и больше. Под госпитали были заняты здания университета, институт Герцена, Дворца Труда, Технологического Института, гостиниц "Европейская", "Англетер" и многие другие. Созданные городом дополнительные условия благотворно сказались на выздоровлении раненных и их возвращении в строй.

      С первых дней осады Ленинград стал испытывать недостаток в электроэнергии. Не хватало топлива. С сентября был введен жесткий лимит потребления электроэнергии для всех предприятий и для нужд населения. Чтобы иметь резервное питание для важнейших заводов, были использованы два мощных турбоэлектрохода, обеспеченные полным запасом топлива и поставленные в нужных местах на Неве.

      Были также сформированы дежурные бригады по ремонту водопровода на случай его повреждения, но фашистам не удалось вывести из строя водоснабжение города.

      В сентябре - октябре противник совершал по несколько налетов в день и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога - люди уходили в укрытия, подвалы, специально вырытые щели и часто находились там по несколько часов до отбоя. Массовое отвлечение рабочих приводило к большому ущербу. Было принято решение при появлении одного - двух самолетов тревогу не объявлять. Рабочие настаивали, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск - фронт требовал оружия.

      Как только начинался обстрел, население оповещалось об этом по радио, при этом передавалось, какие улицы обстреливаются, давались указания, какой стороны держаться пешеходам, на каком опасном участке остановлено движение транспорта. Общественные учреждения работали по обычному графику, а торговля в магазинах производилась с 6.00 до 9.00 .

      Противник производил обстрел города в различное время. Но в часы окончания и начала работы открывал интенсивный огонь. Такая тактика фашистов, направленная на массовое убийство мирных жителей, была чудовищна и бессмысленна, и может объясняться только тупой мстительностью к осажденным за их сопротивление.

      Наша авиация вела наблюдение за зоной предполагаемых позиций тяжёлых батарей противника. Артиллеристы засекали местонахождение неприятельских орудий по их первым выстрелам и открывали ответный огонь, после чего обстрел города прекращался.

      Военная защита города эффективно дополнялась гражданской обороной, в которой участвовало огромное количество людей. Пример Ленинградцев подтверждает, что успешный отпор врагу зависит не только от наличия дееспособной армии, но и от участия в борьбе всего народа.

      В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Моряки давали достойный отпор врагу. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя серьёзный ущерб живой силе и технике врага. С сентября 1941 года по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра.

      Дорога жизни

      Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.

      Судов на Ладоге было крайне мало и по этому они не смогли существенно помочь голодающему городу.

      Наступил ноябрь Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.

      Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.

      20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.

      22 ноября наступил тот долгожданный день когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.

      Казалось самое страшное теперь позади, можно вздохнуть более свободно. Но суровая реальность опрокинула все расчёты и надежды на скорое улучшение питания населения.

      22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.

      25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось перевезти только 62 тонны.

      Несмотря на все усилия удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.

      Продовольствия в городе оставалось мало военным советом было принято решение передать имеющиеся запасы продуктов у моряков на снабжение населения.

      Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги).

      22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше.

      25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 грамм, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.

      24 января вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов.

      11 февраля паёк снова был увеличен.

      Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой.

      Прошла зима, лёд растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера.

      Ситуация с продовольствием

      На момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах (в кольце блокады) осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие тысячи семей хотели бы выехать, но пути были отрезаны. Массовая эвакуация граждан началась только с января 1942 года по ледовой дороге.

      Несомненно, что в эвакуации людей в начальный период войны была допущена медлительность. Большое количество детей, женщин, стариков и больных, оставшихся в осаждённом городе, создавало дополнительные трудности.

      С помощью выделенных горкомом партии людей 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней.

      С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов сверх установленного лимита без специального разрешения Верховного совета строго запрещался.

      Скот, имевшийся в государственных хозяйствах, был забит, а мясо сдано на заготовительные пункты для распределения. Фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. Администрации лечебных заведений вменялось в обязанность из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах.

      Во избежании потери из за всевозможных пожаров муку и другие продовольственные товары развезли по складам в более безопасные места.

      За весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия, за исключением потери от пожара на складах имени Бадаева небольшого количества муки и сахара. Но Ленинграду было необходимо больше продуктов питания.

      Источник: www.blokada.narod.ru

       

      Все праздники 27 января
      Поддержка и продвижение сайта