Более трехсот лет назад в Указах Петра I от 15 (26) и 16 (27) декабря 1702 года извещалось: «Куранты, по-нашему ведомости, которые присылаются из разных государств и городов, на печатном дворе печатать». Так было положено начало русской периодической печати.
О судьбах русской журналистики корреспондент «СПбУ» Венера Галеева беседует с профессором Л.П.Громовой, которая более двадцати лет читает студентам факультета журналистики курсы лекций по истории российской прессы.
— Людмила Петровна, вы изучали историю создания первой газеты в России. С чем было связано ее появление?
– Появление первой печатной газеты «Ведомости» (1702–1727) было вызвано реформами Петра, необходимостью в пропаганде проводимых им преобразований, о которых должны были узнать не только в России, но и при европейских дворах. Петр создает газету по образцу и подобию европейских (особенно немецких) изданий. Но, как это часто у нас происходит, газета, родившаяся на основе заимствованного опыта, вскоре приобретает собственное лицо и становится самобытным явлением политической и культурной жизни России. В отличие от заграничных (большей частью частных коммерческих изданий), печатные «Ведомости», как и их предшественник рукописные «Куранты», носили официальный государ-ственный характер. С помощью газеты правительство впервые публично обратилось к российскому общественному мнению, стремясь получить его поддержку. Известия о внутренней жизни, носившие явно пропагандистский характер, дополнялись заграничными новостями, отбор которых также определялся интересами государства. Петр очень любил свое детище, сам писал, редактировал, собирал материал, обязывал дипломатов писать в газету. В «Ведомостях» публиковались такие выдающиеся дипломаты петровского времени, как А.Матвеев, Г.Головин, П.Толстой, Б.Куракин, А.Долгорукий, П.Шафиров. Петр I намеревался даже издать русскую газету за границей. Правда, об этом его замысле вспомнили лишь после его смерти, когда в 1727 г. Академия наук выступила с инициативой продавать печатаемые на немецком языке «Санкт-Петербургские ведомости» не только в России, но и в других странах.
— И все же петровские «Ведомости» так далеки от наших сегодняшних представлений о журналистике. Чем ценен для нас тот первый опыт?
– Во-первых, национальным достоинством, которое пронизывало содержание публикаций газет, в них отражалась гордость за растущее влияние России в европейских делах, успехи внутри страны: рост промышленности, образования, военного производства, вера в могущество страны. И, конечно же, эта газета интересна в профессиональном отношении. Опираясь на опыт европейской прессы и практику создания русских рукописных газет, петровские «Ведомости» заложили традиции отечественной журналистики, получившие продолжение и развитие в «Санкт-Петербургских ведомостях», которые с 1728 г. начали издаваться в Петербурге Академией наук.
— За 300 лет своего существования русская журналистика накопила богатейший опыт, но ведь не только положительный?
– Мы так много и часто ругаем современную журналистику, и чаще всего совершенно справедливо. Но ведь так же в свое время в пореформенной России XIX в. публицист М.Антонович, критикуя журналистику, обращал внимание на то, что она не может быть выше или ниже других проявлений общественной жизни и является зеркальным отражением состояния общества, в том числе и нравственного. Мы часто идеализируем наше прошлое, хотя в нем кроется не только положительный, но и негативный опыт
У истоков великой русской журналистики стояли и формировали ее лучшие черты Ломоносов, Пушкин, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский. Однако со временем, когда журналистика из литературной деятельности превратилась в самостоятельную профессию, а издатели и редакторы наряду с высоким литературным уровнем изданий стали думать об их доходности, изменился ее дух и характер. Условия капиталистического развития пореформенной России
XIX в. самым пагубным образом отразились на ее нравственном состоянии, что констатировали не только цензоры в своих обзорах печати, но и сами журналисты того времени. А.Григорьев писал о новых нравах: «Результаты нашей гласности – взаимное и безнаказанное мордобитие, привычка общественного мнения к матерщине». Капитализация прессы, рыночная конкуренция, погоня за доходностью – явления, пришедшие из «торгового» периода русской литературы и журналистики Фаддея Булгарина и Осипа Сенковского, – это ведь все узнаваемые черты сегодняшней журналистики. Таким образом, нынешние болезни нашей журналистики вовсе не являются следствием чьего-то «дурного» влияния, они имеют давние исторические корни и связаны с экономическими условиями существования, отражают нравственное состояние общества.
— Современная журналистика, получив свободу, стала поистине всесильной, ведь не зря ее называют четвертой властью?..
– Я всегда была противницей точки зрения, что пресса – четвертая власть. Ее никто не выбирал, не наделял властными полномочиями. Журналистика должна быть зеркальным отражением общества. Зеркало же не может быть властью. Власть властвует, а зеркало показывает. При этом журналист должен всегда сознавать свою ответственность перед обществом. Не числом подписчиков и не всевластием над читателем, а «нравственным влиянием на публику» (по словам Белинского) измеряется эффективность прессы.
За 300 лет существования менялись роли и функции журналистики в обществе. В свое время пресса провозглашалась пропагандистом, агитатором и организатором. Сейчас она информирует, развлекает…
И, к сожалению, манипулирует общественным мнением. Но общество не может и не должно признавать за норму сегодняшнее положение вещей, то есть отклонение от нормы. Мы учим студентов высоким образцам журналистики, какой она должна быть. Российская пресса, зародившись как явление политической жизни в виде правительственных «Ведомостей», на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. развивалась в лоне литературного процесса, влияя на литературные и политические мнения в обществе. Литературная родословная русской журналистики предопределила ее особую социальную и нравственную роль: она была кафедрой, центром общественной и литературной жизни, лабораторией философской и публицистической мысли. Она накопила мощный потенциал развития, который непременно будет востребован вновь.
— Но ведь изменились условия жизни, информационные технологии, журналистика стала другой.
– Прежним осталось стремление человека к культуре и, простите, к здоровой пище. Современные технологические процессы действительно изменили многие традиционно существовавшие формы журналистики. Однако это вряд ли можно считать ее закатом, и тем более нет оснований хоронить наши традиционные представления о ней. Весь исторический опыт развития свидетельствует о неисчерпаемости ее творческого потенциала и дает надежду, что с выздоровлением общества возродится и журналистика. И мы, обращаясь к урокам истории, будем учить студентов лучшим традициям культуры России, частью которой всегда являлась журналистика.
Источник: www.journal.spbu.ru